При попадании в ТРЦ у посетителя должно создаваться впечатление посещения другого мира – уютного и безопасного, теплого и интересного, места, где можно надолго забыть про насущные проблемы, растворившись в океане шопинга и развлечений. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо доверить проектирование торгового центра команде опытных специалистов, умеющих правильно разработать планировку, выбрать подходящий тип зонирования торговых площадей.
Проектирование – это важный этап, который определяет успешность дальнейшего
строительства торговых центров. В деле создания проекта ТЦ очень важно обеспечить условия для управления потоками посетителей, разместив их так, чтобы подольше задержать у витрин, подтолкнув к совершению покупок. Оптимальная форма для ТРЦ – атриум, такая компоновка крупного помещения гарантирует одинаковую доступность всех торговых точек.
Ведущее значение имеет грамотное зонирование и распределение пространства – от 40 до 50% площадей следует выделить под магазины модных брендов – именно они являются «якорными» и привлекают наибольшее число посетителей. 10-20% выделяется под небольшие бутики, до 30% можно оставить под кинозал, кафе и другие атрибуты зоны отдыха и развлечений.
Принципы правильного проектирования торговых центров:
• Рациональность. Заключается в максимальной эксплуатации всех площадей, включая подземные части здания. Цель – добиться сбалансированного соотношения удобства для посетителей и экономии пространства с учетом действующих нормативов.
• Навигация. Решающее значение в успешности торговли имеет правильное направление покупательских потоков – необходимо провести посетителя от входа до выхода так, чтобы он успел окинуть взором как можно больше торговых точек. Планировка и зонирование должны быть такими, чтобы не вызывать проблем с ориентированием.
• Спокойствие. Необходимо создать условия для комфортного и расслабленного выбора и осмотра товаров. Освещение не должно быть излишне ярким или тусклым, для пола следует использовать ровные и нескользящие покрытие, чтобы человек не боялся упасть и чувствовал себя как дома.
Уделяют внимание и звуковому фону – при проектировании обязательно рассчитывается акустика помещений, для прослушивания тихой и ненавязчивой музыки – она подсознательно повышает доверие, мотивируя к покупкам. Также важно удостовериться в соблюдении требований противопожарной безопасности, озаботиться наличием систем пожаротушения и легкодоступных эвакуационных выходов.
Если проектируется многоэтажный торгово-развлекательный центр, обязательно соблюдают требования вертикальной доступности, чтобы покупатели равномерно распределялись по разным этажам, а не толпились снизу. Устанавливаются эскалаторы, широкие лестницы, лифты. Входы в эскалаторы размещают недалеко от входной группы в ТРЦ – попадая в здание, посетители сразу поднимаются вверх, а уже после спускаются вниз, за счет чего проходят мимо большего количества магазинов и бутиков.