Популярные новости
Мы Вконтакте

Народная вышивка юга России

Народная вышивка юга России
Народная вышивка юга России
В русской народной вышивке Курской, Орловской, Тамбовской, Пензенской и Воронежской областей основным являлся многоцветный орнамент геометрического характера. К южным близка вышивка Тульской, Рязанской, Смоленской и Калужской областей.
На юге выделяются два приема выполнения узора - цветная перевить и счетная гладь, хотя существовали, так же как и на Севере, белая строчка, роспись, набор и другие швы. Для территорий современных Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской и частично Орловской и Калининской областей в XIX в. характерна была цветная перевить. Как и белая строчка, цветная перевить выполнялась по сетке, получавшейся от продергивания нитей основы и утка из ткани.


В отличие от северной сквозной вышивки на юге узор получался многоцветным за счет плотного обвива столбиков сетки фона красными, малиновыми или золотистыми нитками. Фигуры орнамента выполнялись мягкими нитками, которые заполняли сетку с неперевитыми столбиками, создавая иллюзию ненарушенной ткани. Плотный белый узор, четко выступавший на цветном фоне мелкой сетки, дополнялся небольшими цветными вставками, которые меняли образный строй всей вышивки, даже при одних и тех же формах орнамента. В Рязани чаще всего вводили синий тон, который придавал суровую торжественность декоративной вышивке. В Смоленске на золотистом фоне горели красные, оранжевые, белые и лимонные тона, создавая гамму летнего восхода солнца.

В Туле и Калуге в красно-белую гамму цветной перевити народные мастерицы вкрапляли яркие голубые, синие, зеленые и желтые вставки, которые ассоциировались с цветущими полями окружающей природы. В Калининской области в цветной перевити употреблялся преимущественно малиновый фон, а узор переливался зелеными, алыми, белыми, золотистыми тонами. 

Вышивки, выполненные цветной перевитью, отличались богатством орнаментальных мотивов и сложностью композиционного строя узора. Обычно это были многоярусные композиции из гладких и узорных полос, где вышитый орнамент объединялся с переборным ткачеством, нашивками из желтых, синих, алых лент, узорной тесьмы, цветного кружева, блесток и бисера, которые все вместе создавали искрящийся и переливающийся праздничный узор, оттененный белоснежным фоном холста. 

Основой вышитого орнамента, как и тканого, на юге служил ромб или квадрат. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам (репей), пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями (репей кудрявый) и т. д. Ромбы в узорах южных вышивок располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой. Красота вышивки создавалась тонко разработанным ритмом форм и линий, где промежутки фона между фигурами также приобретали вид узора. Такое построение орнамента не выделяло отдельные элементы узора, они сливались в едином переливе цвета, очень сложном и многообразном. Кроме геометрического орнамента, в цветной перевити Тульской и Калужской областей, как и на Севере, встречается изображение грациозных птичек с пышным оперением, величавых женских фигур в широких юбках, которых местные жители называют "куколками", всадников на сказочных горделивых конях и царственных барсов с закрученными на спину хвостами. Как и на Севере, этот своеобразный мир поэтических образов, связанных в прошлом с представлениями крестьян-земледельцев, затем был переосмыслен. Все эти образы были связаны теперь с благополучием новой семьи и являлись символом любви, верности и согласия между мужем и женой или залогом богатой жизни. Поэтому изображение птиц, зверей и домашних животных встречается на свадебных и праздничных полотенцах, которыми украшалась крестьянская изба, или на одежде жениха и невесты. 

В Тульской, Тамбовской, Рязанской областях в XVIII- XIX вв. широко были распространены сочные, многоцветные вышивки счетной гладью в сочетании с косой стежкой, двойным крестом, росписью, поддевчатым швом и набором. Вышивки эти чаще всего выполнялись некрученым цветным шелком мягких оттенков или яркой цветной шерстью (Орел, Воронеж). Шелком вышивались преимущественно женские и девичьи головные уборы, свадебные рубахи и свадебные платки-косяки. Изысканным был колорит этих вышивок с узором геометрического или сильно геометризованного растительного орнамента.
В Орловской области на очельях сорок (головных уборов), вышитых гладью и мелким крестом, преобладали золотистые, лимонные, голубые, темно-лиловые и малиновые тона. 

На головных уборах и рубахах Тамбовщины и Мещерского края Рязанской области колорит вышивки строился на равномерном ритме двух или трех цветов, где ведущим являлся мягкий цвет марены, имеющий терракотово-красный или черно-коричневый оттенок, дополненный нежным кобальтовым, охристо-зеленым или розовым шелком. 

В некоторых случаях применялся сложный ритм цветного шелка сочных или нежных тонов. Объединяющим здесь являлся тонкий черный контур росписи, который очерчивал каждый мотив узора, придавал форме чеканную точность. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Моршанского и Кирсановского районов Тамбовской области. Шелк, выкрашенный корнем марены, в этих районах имел различные оттенки красного цвета: терракотовые, коричневые, винно-красные, розовато-песочные. Эти оттенки в гладевых вышивках чаще всего сочетались с бирюзовым, охристым и зеленым шелком. 

Строгими и торжественными были узоры из черного шелка с золотом или серебром на головных уборах Тамбовской и Рязанской областей. 

Разнообразен и композиционный строй этих вышивок. В золотных вышивках с черным шелком узор всегда имел центрическое построение композиции с густо зашитым фоном, где геометрические мотивы были вписаны в квадрат. По концам полотенчатого головного убора и на очельях сорок узор строился на сочетании квадратов и прямоугольников или имел диагональное построение мотивов. 

Встречается также узор из сильно геометризованных растительных форм, где цветы превращены в розетки или вытянутые шестигранники, а листья - удлиненные прямоугольники с зубчатым краем. Нередки также изображения цветущих кустов, птиц и женских фигур. Эти узоры выполнены преимущественно крестом и счетной гладью. 

Здесь на листьях стежки расположены навстречу друг другу, в виде елочки, а на цветах - как лучи или лепестки ромашки (от центра к краям). Такое разнообразие в расположении нитей вышивки определяет богатую светотеневую игру фактуры, создает перелив цвета на каждом шелковом стежке. 

В некоторых районах Воронежской области на праздничных рубахах и передниках, кроме ярких, многоцветных вышивок, были распространены узоры, выполненные счетной гладью тонкой черной шерстью. Мелкие стежки счетной глади создавали строгую, предельно ясную композицию в виде замкнутого прямоугольника. Узор здесь обычно состоял из сложных ромбических мотивов, окруженных легким орнаментом, напоминающим аллею стройных деревьев с поднятыми вверх ветвями. Красотой узора, строгостью ритма, четкостью форм воронежская вышивка черной шерстью отличается от народного искусства других районов. 

В народной вышивке Орловской области особое место занимает спис, напоминающий древнерусское шитье золотом. Сказочный узор из причудливых пышных цветов, удлиненных изрезанных листьев и гибких стеблей очерчен криволинейным тамбурным или стебельчатым контуром красного цвета. Каждая форма узора заполнена мелкими геометрическими разделками, вышитыми швом набор, которые создают фактуру в виде сеточек, зигзагов, шашек и др. Разнообразие этих разделок безгранично. Сочетание их в одной вышивке зависит от декоративного чутья мастериц, которые с необыкновенным чувством меры располагали то более густые, то более разреженные формы в одном узоре, придавая ему необыкновенно богатую и сложную игру фактуры. Иногда в красный цвет списа тактично вводился синий, который повышал декоративную выразительность узора вышивки. 

В узоре, цвете и фактуре народных мастериц было много общего, но вместе с тем каждое произведение отмечено своей неповторимой индивидуальностью.



  Просмотров: 20 582
Комментариев: 0
Другие новости по теме: