Популярные новости
Мы Вконтакте

История вышивки гладью

История вышивки гладью
История вышивки гладьюВ одной из статей мы рассказывали о том, что такое вышивка гладью. Сейчас же мы хотели бы поделиться с Вами историей О развитии вышивки гладью. 

Можно сказать, что вышивание зародилось с появлением 1-го стежка, когда первобытный человек начал мастерить себе одежду из шкур животных. Первыми материалами для вышивки стали жилы животных и волосы, намного позже люди начали использовать нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, драгоценные камни, жемчуг, бусы, бисер, ракушки, монеты и т. д.

Однако во все времена вышивка была связана с природой, трудом и бытом людей. Она отражала их представления и художественные вкусы, именно поэтому у каждой нации сложились свои национальные особенности, мастерство. Сначала использовали каменное и костяное шило. 



Затем люди научились делать бронзовые и стальные иглы, что помогло усовершенствованию вышивки и изобретению новых способов вышивания. Вообще как вид рукоделия вышивка появилась на Востоке. Так, самые древние работы которые дошли до наших времен, были вышиты в Древнем Китае и датируются VI—V вв. до н. э Они выполнены золотыми и серебряными нитями, а также волосом на шелковых тканях. В те времена тончайшая китайская вышивка оказала большое влияние на вышивку Японии.

На следующем этапе истории следует отметить искусство вышивки в Иране и Древней Индии с характерными для него растительными узорами, изображениями животных и жанровыми сценами. Из Азии вышивка попала в Византию и страны античной Европы. Так, греки приписывали изобретение вышивки своей богине Афине Палладе. Существует легенда и об Арахне — дочери красильщика, которая училась у богини ткать и вышивать. Он посчитала, что своим мастерством подобна богине, и вызвала ее на состязание. Девушка победила, выполнив большую работу с изображением похождений богов. Минерва рассердилась и бросила в свою соперницу челнок, после чего Арахна превратилась в паука. В «Одиссее» Гомера есть упоминание о вышитом плаще Улисса, который был декорирован золотым шитьем. Поэт также упоминает о богатых вышивках, привезенных Парисом в Трою из Сидона и Тира. В 3-й песне «Илиады» описана Елена, вышивающая на белой ткани сюжет битвы между греками и троянцами. Большой толчок развитие вышивки в Греции получило во время походов Александра Македонского в Азию. Дело в том, что греки многое переняли в этом искусстве у персов. Не менее удивительными показались им и богато расшитые индийские ткани. После победы над Дарием Александр Македонский забрал себе его шатер, украшенный великолепной вышивкой. После чего он заказал себе плащ у мастериц-киприоток.

История вышивки гладьюВ Древнем Израиле искусство вышивания также было сильно развито. Богатой и искусной вышивкой отделывали одежды священнослужителей, изысканными вышитыми узорами были украшены и многие предметы церкви. Евреи, как и ассирийцы, переняли искусство вышивания из Египта, где вышивка была распространена довольно сильно, о чем свидетельствуют сохранившиеся вышитые одежды мумий и изображения фараонов на саркофагах и памятниках. Самые первые ткани и вышивки были выполнены из шерсти.

Позже египтяне открыли свойства льна и пеньки и стали изготавливать из них ткани, которые оказались намного тоньше, белее и изысканнее шерстяных. Первыми вышивать золотом стали фригийцы, а затем римляне узнали об этом виде рукоделия через пергамского царя Атталу (именно поэтому первые вышивки золотом назывались атталинскими). Тарквиний Первый был 1-м не только по праву рождения, но и среди тех, кто появился в Риме в роскошной одежде, расшитой золотом. Любовь к богатой вышивке быстро распространилась по Риму и Греции и приняла чудовищный размах. Правители часто делали попытки запретить или умерить эту неуемную роскошь, но никаких результатов это не дало. Затем в Китае началось производство шелка, откуда незадолго до Рождества Христова он попал в Персию, Индию, Египет и на Восток. Запад узнал об этом тончайшем материале еще позже. Так, Рим увидел шелк только во времена Юлия Цезаря. Тогда эта ткань была очень дорогой и считалась большой редкостью, а китайцы не экспортировали шелкопрядов из страны. Надо отметить, что во времена византийских

царей искусство вышивки шелковыми нитями достигло большого уровня мастерства. Ею украшали одежду, седла, конскую сбрую; в Эрмитаже хранится ткань с вышивкой, которая датируется III в. н. э. В Баварии есть византийская вышивка, которую нашли на могиле епископа Бамбергского Гумберта, умершего в 1062 г. На ней изображен император Константин верхом на белом коне, а ему поклоняются 2 женщины, в руках которых шлем войны и лавровый венок. Одна из них символизирует Запад, а другая — Восток.

Вышивка Византии сильно повлияла на развитие этого искусства на Западе в период средневековья. Начиная с XIII в., в Англии стала известна вышивка золотом, шелком и серебром. Надо отметить, что эта страна одна из первых стала известна своими великолепными вышивками. Например, игуменья монастыря Святого Этельреда в VII в. преподнесла епископу Кутбера богатую вышивку, а у Альфреда Великого было знамя, на котором датскими принцессами был вышит ворон. Основными мотивами для вышивки были растительные орнаменты, цветы и листья. В музее в Байе хранится большая и великолепно выполненная работа Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, которая изображает эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В XVI в. искусство вышивки быстро распространилось во Франции благодаря связям этой страны с Грецией, но первыми сюжетами для вышивок были исключительно картины из Святого Писания. Из Франции и Англии вышивание постепенно распространилось в другие западные страны. Например, жена короля Венгрии святого Стефана, Гизелла, возле своего дворца устроила мастерские для вышивания и ткачества. Именно здесь мастера изобрели венгерский шов, который отличается тем, что весь фон вышивают зигзагами.

Торговые отношения итальянских городов с народами Азии привели к тому, что среди европейцев началась мода на богатые украшения, свойственные культуре Востока. Особенно славились в те времена миланские, лукские, генуэзские, венецианские вышивки.

Китайская гладьВ эпоху Возрождения вышивка наряду с другими видами искусства достигла совершенства. Многие художники делали эскизы к вышивкам, был среди них даже Рафаэль. Испанцы сильно подражали итальянцам, и со временем их мастерство достигло высокой степени совершенства. Во многих музеях мира сохранились вышивки тех времен, которые подтверждают это. Например, в музее Клюни во Франции хранится вышитая картина с изображением Адама и Евы. Не менее известен и церковный аналой с изысканной вышивкой, который Карл V подарил мо настырю Святого Юста, где он провел свои последние годы жизни. Надо заметить, что практически во всех странах вышивали по сукну или шелку шелковыми, шерстяными, золотыми и серебряными нитями, и только в Саксонии вышивали белой ниткой по белым тканям. В настоящее время этот вид вышивки распространился по всему миру. Многие знаменитые женщины Запада были искусными вышивальщицами. Например, Екатерина Медичи и ее дочери со своими кузинами всегда вышивали в часы досуга. Мария Стюарт и госпожа де Ментенон очень любили вышивать и всегда брали свои работы с собой. Причем последняя основала женскую школу, в которой ввела вышивание отдельным предметом. Мария Антуанетта также много времени проводила за рукоделием, чаще вышивая мелким швом по канве. Первые узоры для вышивки мастера передавали из рук в руки и сами их копировали, что нередко приводило к большим затруднениям. После того как было изобретено книгопечатание, узоры собирали и издавали отдельными книгами. Первый такой сборник издал Петр Квинти в Кельне в 1527 г. Для создания новых эскизов для вышивания рисовальщики чаще обращались к природе, старясь перенять у нее все краски и формы цветов и растений. Именно с этой целью Жан Робэн создал специальный сад, в котором разводил множество редких растений из других стран. Его затея стала довольно популярной, и Генрих IV выкупил его цветочный сад, после чего тот стал называться «королевским садом» и был доступен уже для всех. Постепенно во многих западных странах (Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии) вышивку стали использовать и в народных костюмах, для украшения бытовых предметов. Чаще вышивали белой гладью, сквозной гладью с геометрическим и растительным орнаментами. В скандинавских странах также делали вышивки цветной шерстью и золотом. В России вышивка появилась давно; ею декорировали одежду, предметы быта, сбрую лошадей, обувь, жилище. Так, в Пазырских курганах на Алтае были найдены тканые ковры; украшенные вышивкой и аппликациями из кожи, войлоком, бусинами, бисером, золотыми бляшками черпаки, седла, обувь, одежду знатных скифов. Эти предметы датируются III—I вв. до н. э. В европейской части страны при раскопках курганов также находили остатки одежды скифов и сарматов, украшенной вышивкой из золотых и серебряных, шерстяных и шелковых нитей. На Руси в старину вышивкой владели все женщины, так как она была связана со стародавними обрядами и обычаями русского народа. Уже 7—8-летние девочки садились шить и вышивать, готовя себе приданое. К 16 годам каждая девушка должна была иметь вышитые будничную и праздничную одежду, подзоры, скатерти, полотенца. Причем всего этого ей должно было хватить на несколько лет супружества. Кроме того, надо было еще сшить и вышить полотенца, которыми невеста одаривала на свадьбе свою новую родню и почетных гостей. Перед самой свадьбой устраивали выставку изготовленных изделий, чтобы каждый мог судить о мастерстве девушки. Одежду на Руси делали из льняной ткани, причем это был очень трудоемкий и долгий процесс. Сначала пряли льняную нить, или кудель, затем ткали холст. В зависимости от толщины кудели ткань получалась толстой или тонкой. Затем холсты отбеливали на снегу в солнечный зимний день. Из овечьей шерсти изготавливали пряжу и ткали из нее шерстяные полотна. Кроме того, из шерсти делали валяную ткань и валяные изделия. Весь свой гардероб: сарафаны, рубахи, платки, фартуки, верхнюю одежду, обувь — украшали вышивкой, лентами, кружевом. Белье, полотенца, подзоры, скатерти и занавески также оснащали вышивкой, узоры для которой придумывали самостоятельно. Это были растительные орнаменты, цветы, изображения животных, человека.

Многим рисункам придавали магическое значение, поэтому некоторые вышитые вещи считались оберегами, которые защищали дом, людей и животных от различных бед и болезней. Например, кресты защищали человека от зла; дерево символизировало долгую жизнь и взаимосвязь всего на земле; цветок считался символом красоты и непорочности, а красный цветок — символом земной любви. Звезды являлись знаком небесного огня и должны были изображаться с прямыми или треугольными лучами. Круги символизировали материнство, плодородие и изобилие. Также круг считался знаком женского начала в природе. Квадраты обозначали земледельцев и плодородие полей, спираль — мудрость и знания. Волнистые линии — знаки воды, волн, а также начала жизни, треугольники — человека. Не менее символическое значение имел и цвет рисунка. При вышивании каждая мастерица руководствовалась определенными правилами и традициями.

Считалось, что вышивкой люди пытались защитить самые уязвимые места от злых чар и болезней. Поэтому украшали перед и спину рубахи и сарафана, ворот, борта, горловину, косой разрез, плечи, низ рукавов. Так, вышивка по низу рукавов и на плечах придавала силу и ловкость рукам. Со временем обереговое значение вышивки забылось, осталась лишь традиция украшать свою одежду вышитыми узорами.

Старинная вышивка гладьюНа селе вышивкой женщины занимались чаще зимой, когда уже не было работ в поле, лесу, огороде. Работали они при свете лучины, поэтому обычно вышивали на белом полотне белой нитью. Причем самые старые вышивки были выполнены «по выдергу», т. е. из полотна выдергивали нити и получали ткань другой фактуры, которую в дальнейшем заполняли вышитыми узорами. В то время не было книг, специальных школ существовало очень мало, поэтому мастерицы учились друг у друга; а так как все села и деревни были разобщены, то в каждом населенном пункте вышивка, как и другие виды народного творчества, имела свои особенности. Со временем местные связи расширялись и мастера перенимали опыт своих соседей, обогащая и улучшая собственные узоры. Таким образом создавалась вышивка с местными чертами. Даже в настоящее время вышивка воронежских мастериц отличается от вышивки псковитянок. Существует множество различных техник вышивания: владимирский верхошов, мастерская белая гладь, орловские списы, бранки, калужская цветная перевить, крестецко-валдайская строчка, нижегородские гипюры, ярославская строчка с ободком и многие др. Цвета пряжи для вышивки были однообразными. Дело в том, что раньше использовали только растительные красители, число которых весьма ограничено. Именно поэтому вышивки южных районов и областей богаче по своей цветовой гамме, чем вышивки северных областей и районов.

Самыми старинными русскими швами считаются роспись, крест, набор, счетная гладь, белая мелкая строчка, «козлик». Немного позже вышивальщицы придумали цветную перевить, вырезы, крестецкую строчку, гипюры, тамбурную вышивку, белую и цветную гладь.

На особом редко сотканном полотне вышивали счетными швами. Для чего на ткань накладывали одноцветную пряжу по счету ее нитей и заполняли отдельные участки геометрическими фигурами, получая таким образом ритмичные узоры. Подобная вышивка называется счетной гладью. Кроме того, полотно вышивали узорами из геометрических фигур швом «вперед иголку», называя эту технику набором, или «бранным шитьем», одна из разновидностей которого — орловский спис. Одни из самых древних на Руси — это вышивки крестом и полукрестом. Гладью стали вышивать немного позже. На плотном небеленом холсте красной пряжей с небольшим количеством зеленых, желтых и синих нитей вышивали фигуры животных, птиц, рыб, людей, цветочный орнамент. Называют эту технику верхошовной, так как гладь прокладывают только по лицевой стороне, а с изнанки делают лишь мелкие стежки. Есть у нее и другое название — владимирская гладь, так как появилась она во Владимирской области.

В той же области в поселке Мстера мастерицы создали еще 1 разновидность глади  мстерскую белую гладь. Ее выполняют на тонких тканях тонкими белыми нитями. В настоящее время так же вышивают и на цветной ткани, но непременно нитями в тон. Техника этой вышивки включает в себя двустороннюю гладь, гладь с настилом, подкладную гладь, краевую гладь, прорези и проколы, тонкие накладные сетки, простые швы, узелки, россыпь и стяги (одна из самых сложных техник). Все русские народные вышивки можно разделить на 2 группы: среднерусскую и северную.

Старинная вышивка гладьюК последней группе принадлежат вышивки Новгородской, Архангельской, Псковской, Вологодской, Ивановской, Калининской, Горьковской, Костромской, Ярославской, Владимирской областей. К среднерусской относятся работы Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Пензенской и Воронежской областей. Чаще в вышивке использовали набор и шовроспись. В некоторых районах вышивали одноцветным крестом — красным по белому полотну. Из узоров преобладали растительные мотивы. Сложные рисунки изображали контурно и в одном цвете. Вышивки среднерусской полосы сильно отличались от северных, так как мастера чаще выбирали геометрические узоры с фигурой гребенчатого ромба и 2 выступами на каждом углу. Сама работа была многоцветной, а фон часто использовали как орнамент. Самыми распространенными техниками были цветная перевить, счетная гладь, набор, «козлик», роспись, «косичка», мережки. Золотое шитье пришло на Русь с христианской верой. Княгиня Анна-Янка, сестра Владимира Мономаха, открыла при Андреевском монастыре в Киеве одну из первых вышивальных школ. В ней молодых девушек обучали вышивке шелком, золотыми и серебряными нитями. Руками мастериц создавались великолепные растительные орнаменты на одежде, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Постепенно домашнее рукоделие стало превращаться в ремесло: изделия с вышивкой начали продавать на ярмарках. В XVIII в. Появились мастерские, в которых можно было заказать вышивку, а для многих искусных мастериц вышивание стало профессией. Кроме того, организовывались школы по обучению вышиванию. Во многих областях страны сформировались центры вышивального искусства, причем каждый — со своими художественными особенностями. Постепенно вышивка разделилась на народное и прикладное искусство. Последнее было связано с дворянством. Надо отметить, что европеизация дворянского быта сильно повлияла на данный вид рукоделия, благодаря чему стали развиваться другие техники вышивки: синелью, серебром, теневой гладью, бисером.

Все дворяне украшали свои костюмы золотом, серебром, бисером, стеклярусом, драгоценными камнями, белой гладью. Кроме того, вышивку использовали и для оформления интерьера, декорируя ею ковры, обивку мебели, портьеры, панно, постельные принадлежности. Вышивали и небольшие предметы быта и аксессуары: сумочки, накидки, шали, бумажники, туалетные принадлежности. Вышивали не только крестьянки — женщины всех слоев населения занимались вышивкой. Каждую девушку в пансионатах, институтах, сиротских домах учили вышивать и шить. Рукоделие всегда было обязательным предметом во всех обучающих учреждениях. Для многих бедных девушек вышивка становилась профессией.

Надо отметить, что во всех республиках бывшего Советского Союза вышивка традиционно украшала народные костюмы. Например, на Украине традиции национальной вышивки сохраняются по сей день, как и в России; в каждом регионе — Полесье, Подолье, Слобожанщине, Карпатах, Прикарпатье, Средней Надднепрянщине — есть в ней свои местные особенности и отличия. Однако всю украинскую технику объединяет строгий растительный узор белым по белому или красным по белому. Вышивкой также украшали одежду (рукава, ворот, лиф, манжеты, подол), головные и ручные платки, скатерти, занавеси, рушники (полотенца). Чаще применяли свободную и счетную гладь, полукрест и крест, белую и цветную мережку, низи.

В Белоруссии практикуют мережки, шитье по сборкам, вырезывание. Для этой страны характерны сочные яркие узоры, выполненные красным по белому.

В вышивках Эстонии, Латвии и Литвы преобладают растительные и геометрические орнаменты, выполненные в разных техниках: строчкой, полукрестом, свободной и счетной гладью, мережками, тамбуром, «козликом», строчевыми швами.

Вышивки народов Кавказа очень изящны и богаты. В Грузии распространена вышивка золотом, шерстью, шелком. Таким образом украшали рубахи, верхнюю одежду, пояса, косынки, нагрудники, ковры, подушки и т. д. Мастерицы используют и десяткиразличных швов в цветочном или геометрическом орнаментах: стежку, полукрест, узелки, гладь, стебельчатый и тамбурный швы, аппликацию. Армянские мастер обычно вышивают геометрические или стилизованные растительные узоры, применяя техники по свободному контуру и по счету нитей. В своих работах они используют гладь, плетеночный шов, мережку и другие декоративные швы.

В Азербайджане в качестве основы берут красное сукно, черный бархат, сатин, атлас. Вышивают чаще различные растительные и цветочные узоры шелковыми нитями тамбурным швом, белой счетной и цветной свободной гладью, золотым шитьем. Вышивкой украшают подушки, ковры, покрывала, скатерти, кошельки, безрукавки, рубашки и другие изделия.

Вышивки Средней Азии имеют многовековую историю, начинающуюся с III—VI вв. Характерной их особенностью является круг — символ солнца, внутри которого вышивают лепестки цветов, листья, бобы. Народы Средней Азии никогда не изображают в своих работах человека и животных, так как это запрещено мусульманской религией. В Таджикистане петельным, тамбурным, гладьевым, крестообразным швами декорируют занавеси, сюзане, мешочки для чая, расчесок, зеркал, панно, тюбетейки, поясные мужские платки. Узбеки в вышивке используют гладь вприкреп, шов «цепочку», золотое шитье, полукрест, аппликацию, вышивку бисером, крест. В Туркменистане чаще встречаются гладь вприкреп, цепочки, стебельчатый шов.

В Казахстане и Киргизии вышивают по войлоку, коже, сукну, шелку и бархату гладьевыми и тамбурными швами. Мастерицы часто изображают фигурки животных и людей, а вот растительные узоры встречаются в их работах очень редко. В XIX в. во Франции появилась 1-я вышивальная машинка; к сожалению, имя ее изобретателя так и осталось неизвестным; впрочем, как работала эта машинка, также неизвестно. В 1825 г., 4 года спустя, французский изобретатель Бартелеми Тимонье де Амплепи изобрел другую вышивальную машинку, но она оказалась неудобной в применении. Зато сконструированная в 1854 г. Машинка Гейльмана произвела переворот в изготовлении вышивок. С того времени она претерпела незначительные изменения, но сама идея и главные механизмы остались прежними. Тем не менее многие мастерицы до сих пор предпочитают ручную вышивку, так как она намного выразительнее и художественнее, а кроме того, и прочнее машинной.

Современные рукодельницы изучают традиции и опыт мастериц прошлых веков и на этой основе создают новые изделия, выполненные в более легкой технике и отвечающие современным требованиям. В настоящее время вышивку используют для декорирования женской и детской одежды, предметов интерьера (салфеток, занавесок, скатертей, наволочек на диванные подушки, панно), полотенец, сумок, кошельков.



  Просмотров: 148 549
Комментариев: 0
Другие новости по теме: