Древнерусское лицевое и золотное шитье
Древнерусское лицевое и золотное шитье
Священное Писание свидетельствует о богооткровенном происхождении искусства украшения тканей шитыми изображениями. Господь исполнил мудростью сердце... вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани и ткачей, составляющих искусные ткани (Исх. 35, 35). Первыми образцами церковного лицевого шитья стали завесы ветхозаветной скинии: И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы (Исх. 26. 31–33).
Священное Писание свидетельствует о богооткровенном проис-хождении искусства украшения тканей шитыми изображениями. Господь исполнил мудростью сердце... вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани и ткачей, составляющих искусные ткани (Исх. 35, 35). Первыми образцами церковного лицевого шитья стали завесы ветхозаветной скинии: И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы (Исх. 26. 31–33).
Священное Писание свидетельствует о богооткровенном проис-хождении искусства украшения тканей шитыми изображениями. Господь исполнил мудростью сердце... вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани и ткачей, составляющих искусные ткани (Исх. 35, 35). Первыми образцами церковного лицевого шитья стали завесы ветхозаветной скинии: И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы (Исх. 26. 31–33).

Тысячу лет назад началось зарождение на Руси лицевого шитья. лицевое шитье Именно с момента принятия христианства Русь познакомилась (наряду с ранее известным орнаментальным шитьем – шитьем лицевым). (В словаре изографа лицевое шитье определяется как "Один из видов иконописания, исполняемый цветными нитками по ткани…")
Золотное шитье Возникшее на Руси с принятием христианства (988г.) лицевое шитье сформировалось здесь, как и иконопись, под непосредственным воздействием Византии. Но развивалось золотное шитье оно на подготовленной почве. Многочис-ленные народные вышивки свидетель-ствуют о распространении искусства золотное шитье вышивания на Руси и в дохристианские времена. По-видимому, эти давние народные традиции сыграли свою значительную роль в том пышном расцвете, которого достигло искусство русского лицевого шитья уже в начальный период своего развития.
До нас дошло немало известий о привозе в русские города шитых памятников византийского искусства золотное шитье. Но уже в X-XII вв. в летописях, житийной литературе и других источниках встречаются упоминания о русском золотном шитье. В XI в. в Киеве в Янчином монастыре существовала школа золотного шитья и тканья, где первая монахиня из русских княжен – дочь князя Всеволода Янка, "собравши девиц, обучала их писанию, также ремеслам, пению и швению". Жена киевского князя Рюрика Ростиславовича (ум. в 1215 г.) Анна "сама прилежала трудам и рукоделиям, швением златом и серебром".
Золотное шитье Возникшее на Руси с принятием христианства (988г.) лицевое шитье сформировалось здесь, как и иконопись, под непосредственным воздействием Византии. Но развивалось золотное шитье оно на подготовленной почве. Многочис-ленные народные вышивки свидетель-ствуют о распространении искусства золотное шитье вышивания на Руси и в дохристианские времена. По-видимому, эти давние народные традиции сыграли свою значительную роль в том пышном расцвете, которого достигло искусство русского лицевого шитья уже в начальный период своего развития.
До нас дошло немало известий о привозе в русские города шитых памятников византийского искусства золотное шитье. Но уже в X-XII вв. в летописях, житийной литературе и других источниках встречаются упоминания о русском золотном шитье. В XI в. в Киеве в Янчином монастыре существовала школа золотного шитья и тканья, где первая монахиня из русских княжен – дочь князя Всеволода Янка, "собравши девиц, обучала их писанию, также ремеслам, пению и швению". Жена киевского князя Рюрика Ростиславовича (ум. в 1215 г.) Анна "сама прилежала трудам и рукоделиям, швением златом и серебром".
С XV века ведущее место занимают царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини София Палеолог и Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова. С начала XVII века с царскими мастерским соперничают, а с середины столетия и превосходят мастерские "именитых людей", купцов и солепро-мышленников Строгановых.
На Руси мастерские, или светлицы, были в женских монастырях и почти в каждом знатном и богатом доме. В них вышивали только женщины. В Греции, на Афоне и в других центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины.
Некоторые светлицы имели значительное количество мастериц. Известно, например, что у князя Афанасия Вяземского в XVI в. было 40 вышивальщиц. В царицыных светлицах во второй половине XVII в. насчитывалось до 80 человек. Во главе мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. Шведский дворянин Петр Петрей, служивший при Борисе Годунове и Василии Шуйском, пишет о женах знатных русских людей: "В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны".
Так в описи XII в. монастыря Ксилургу на Афоне упоминаются епитрахили и пелены русской работы. Сюда же, на Афон, в сербский Хиландарский монастырь в 1556г. была послана Иваном Грозным и царицей Анастасией Романовной шитая катапетазма (завеса царских врат) с изображением "Предста Царица" и святых по каймам. В начале XVI в. тверской епископ Нил послал византийскому патриарху Пахомию среди других даров шитые золотом две ризы с изображением праздников и епитрахиль с вышитыми на ней святыми.
Произведения лицевого и золотного шитья наряду с фресками и иконами составляли часть сакрального пространства храма, выполняя свою определенную символическую роль свидетельства божественного присутствия в отдельные моменты богослужения.
Большие воздухи и пелены украшали алтарные преграды и стены храмов; пелены подвешивались также под иконы в церквах и домашних молельнях, иногда вместо икон брались в дальние поездки. Вышитые изображения были на завесах, закрывающих проёмы царских врат, на покровах алтарных престолов и жертвенников, на надгробных покровах святых, на одеждах священников и диаконов. Плащаницы, судари (покровцы) и хоругви являлись принадлежностью многолюдных праздничных церемоний, а знамена, шитые иконы и целые иконостасы сопровождали воинов в дальние походы.
Лицевое шитье тесно связано с иконописью и фреской. Но, следуя им в сюжетах, иконографических схемах, цветовых решениях, оно в то же время имеет свои особенности, свою специфику. Прежде всего, это искусство коллективное. Рисунок для вышивки обычно делался иконописцем – "знаменщиком", "словописец" делал литургические и вкладные надписи, "травщики" изображали узоры (травы).
На Руси мастерские, или светлицы, были в женских монастырях и почти в каждом знатном и богатом доме. В них вышивали только женщины. В Греции, на Афоне и в других центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины.
Некоторые светлицы имели значительное количество мастериц. Известно, например, что у князя Афанасия Вяземского в XVI в. было 40 вышивальщиц. В царицыных светлицах во второй половине XVII в. насчитывалось до 80 человек. Во главе мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. Шведский дворянин Петр Петрей, служивший при Борисе Годунове и Василии Шуйском, пишет о женах знатных русских людей: "В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны".
Так в описи XII в. монастыря Ксилургу на Афоне упоминаются епитрахили и пелены русской работы. Сюда же, на Афон, в сербский Хиландарский монастырь в 1556г. была послана Иваном Грозным и царицей Анастасией Романовной шитая катапетазма (завеса царских врат) с изображением "Предста Царица" и святых по каймам. В начале XVI в. тверской епископ Нил послал византийскому патриарху Пахомию среди других даров шитые золотом две ризы с изображением праздников и епитрахиль с вышитыми на ней святыми.
Произведения лицевого и золотного шитья наряду с фресками и иконами составляли часть сакрального пространства храма, выполняя свою определенную символическую роль свидетельства божественного присутствия в отдельные моменты богослужения.
Большие воздухи и пелены украшали алтарные преграды и стены храмов; пелены подвешивались также под иконы в церквах и домашних молельнях, иногда вместо икон брались в дальние поездки. Вышитые изображения были на завесах, закрывающих проёмы царских врат, на покровах алтарных престолов и жертвенников, на надгробных покровах святых, на одеждах священников и диаконов. Плащаницы, судари (покровцы) и хоругви являлись принадлежностью многолюдных праздничных церемоний, а знамена, шитые иконы и целые иконостасы сопровождали воинов в дальние походы.
Лицевое шитье тесно связано с иконописью и фреской. Но, следуя им в сюжетах, иконографических схемах, цветовых решениях, оно в то же время имеет свои особенности, свою специфику. Прежде всего, это искусство коллективное. Рисунок для вышивки обычно делался иконописцем – "знаменщиком", "словописец" делал литургические и вкладные надписи, "травщики" изображали узоры (травы).

"Личное", то есть лицо и обнаженные части тела, вышивалось шелком телесного или серого тона "атласным" швом, при котором стежки плотно прилегают друг к другу; или швом "в раскол", когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. В мелких изображениях (особенно в XV в.) лики шиты обычно стежками в вертикальном или горизонтальном направлениях. В более крупных и монументальных работах мастерицы стремятся путем шитья по направлению мускулов, так называемого шитья "по форме", передать объем лица и тела. Этот прием получил развитие главным образом с середины XVI в., когда объем начинают подчеркивать также и употреблением шелков разных оттенков.
"Доличное" – одежды, окружающие предметы, пейзаж, архитектура – вышивались или разноцветными шелками, что характерно для XV в., или серебряными и золотными нитями "в прикреп", особенно с середины XVI в. (Надо заметить, что с XIV в. чистое золото встречается редко. Его заменяет золоченое серебро. Такие нити часто называют "золотными"). При шитье "в прикреп" золотные нити накладывались сверху на ткань параллельными рядами и пришивались цветными шелками, создавая при этом разнообразные швы и узоры. Часто для придания рельефа золотному шитью под него подкладывали нити, веревочки или более плотный материал. Одним из самых трудных в техническом отношении было двустороннее шитье, при котором шелковые и золотные нити протыкались насквозь ("на проём") с тем, чтобы с обеих сторон получить одинаковые изображения. Так шили знамена и хоругви. Нередко нимбы, контуры изображений и другие детали обнизывали жемчугом. Для этого сначала прокладывали двойной шнурок, по которому затем поперечными стежками и прикрепляли нанизанный на нитку жемчуг.
Шелковые нити для золотного шитья употреблялись простые и крученые. Привозили шелк главным образом из Персии и Китая. Серебряные и золотные нити были пряденые, то есть обмотанные вокруг шелковинки, волоченные в виде тонкой проволочки и сканные – перевитые с шелковыми. Жемчуг применялся "гурмышский" и "кафимский" – привозной из Индии и Персии. Это был крупный "скатный" жемчуг, особенно ценившийся. Более дешевый, мелкий и средний жемчуг добывали во многих северных реках Руси.
У шитья меньше художественных возможностей, чем у живописи, в нем труднее передать психологические особенности, анатомические подробности, глубину пространства, колористические нюансы. Несмотря на это, путем различных направлений стежков, учитывающих игру света и тени, подборки тканей и разных по цвету, толщине и фактуре золотных нитей, мастерам удавалось создавать замечательные произведения, не уступающие по силе воздействия живописным. Общие стилистические признаки памятников лицевого и золотного шитья обычно отвечают художественным направлениям в живописи своего времени и своего региона. Однако в них проявляются и специфические особенности, свойственные только этому виду искусства.
Несмотря на широкое распространение золотного и лицевого шитья в древней Руси, до нас дошло гораздо меньше произведений шитья, чем икон. Это объясняется тем, что шитье быстрее, чем иконы, приходит в ветхость. Значительное число предметов утратило первоначальные фоны, а вместе с ними вкладные и литургические надписи. Не редко обветшавшую вещь подвергали неумелым переделкам.
Восприняв от Византии, вместе с христианством, и ее книжную культуру, мастерство мозаики, иконописи, фрески, миниатюры и лицевого шитья, Русь, как и другие страны восточного православия, воспринимала то, что соответствовало ее запросам и вкусам, творчески перерабатывая заимствованное, создавая новые формы, придавая новый смысл и художественную окраску произведениям.
XVI век с его одновременной тягой к повышенной декоративности и к живоподобию стал временем внутреннего кризиса лицевого шитья, терявшего свою канонически-иконописную основу. В произведениях этого периода времени начинают преобладать черты схематизации образа, применяются жесткие, контрастно темные притенения в "личном", огрубляются и утолщаются контуры фигур вместе с зашивкой фона. Шитье, как и икона, при утрате своей канонической основы стало развиваться в двух направлениях: превращалось либо в драгоценное произведение декоративно-прикладного искусства, либо в живописную картину. В XVIII – XIX веках светская вышивка практически заменила собой церковную, как и живописная картина – икону в русских храмах этого времени.
Задачей современных мастериц лицевого и золотного шитья является бережное сохранение традиций древнего искусства, постижение основ мастерства, работа в соответствии с церковным каноном в иконописи и шитье.
Другие новости по теме:
-
• Категория: Конкурсы и Розыгрыши
Добро пожаловать на мой сайт рукодельниц!
-
• Категория: Категории Вышивки Крестом / Вышивка золотом
Ткани для Золотого Шитья - Вышивки
-
• Категория: Категории Вышивки Крестом / Другие виды вышивки
Флорентийское шитье или техника вышивки барджелло
-
• Категория: Каталог видеоуроков / Каталог о разном
Галилео Золотое шитье
-
• Категория: Каталог статей / О Разном
История развития ручной и машинной вышивки
-
• Категория: Категории Вышивки Крестом / Вышивка гладью
Что такое Вышивка Гладью
-
• Категория: Категории Вышивки Крестом / Вышивка золотом
Золотое Шитье Подготовительные Работы
-
• Категория: Каталог терминов / Термин Л
Лоскутное шитье
-
• Категория: Каталог книг / По вышивке золотом
Н В Бабушкина Золотое Шитье
-
• Категория: Каталог книг / По вышивке золотом
Рут Чемберлин Шитье золотом Практическое руководство для начинающих